Госдума приняла закон, который позволяет сельхозпроизводителям использовать побочные продукты животноводства (в частности, навоз и помет) в сельскохозяйственном производстве. Документ был разработан группой сенаторов и депутатов и внесен в парламент в марте этого года, в конце мая он был принят в первом чтении.

Действующее законодательство в области охраны природы относит навоз к отходам производства и не позволяет использовать его в сельскохозяйственном обороте. Сейчас производители должны разработать паспорт отходов в соответствии с классом опасности, провести экологическую экспертизу проектной документации, получить лицензию на деятельность и внести навозохранилища в государственный реестр объектов размещения отходов. Представители агросектора не раз сообщали о высоких штрафах за неправильное обращение с навозом.

После вступления закона в силу, продукты жизнедеятельности животных будут считаться отходами только в случае нарушения требований, предъявляемых к ним в рамках государственного контроля, пояснила замглавы комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина, пишет ТАСС. Во всех остальных случаях после переработки они будут относятся к побочным продуктам животноводства, призванным повышать плодородие сельхозземель как органические удобрения. Планируется, что новые нормы вступят в силу с 1 марта 2023 года.

В пояснительной записке к принятому закону говорится, что в России в сельхозорганизациях ежегодно образуется около 180 млн т побочных продуктов животноводства. Принятие документа позволит создать самостоятельную отрасль обращения органических удобрений, экспортировать их, а также использовать в качестве сырья в сельхозпроизводстве, считают авторы законопроекта.

«Принятие закона о побочных отходах животноводства — одно из самых важных событий в регуляторике АПК последних лет», — считает гендиректор «Союзмолоко» Артем Белов (цитата по сообщению на сайте союза). «Союзмолоко» и другие отраслевые объединения на протяжении нескольких лет настаивали, что для продуктов жизнедеятельности животных необходимо предусмотреть отдельное регулирование, учитывающее их полезное использование, как это принято в международной практике. «При этом важно помнить, что закон не отменяет требования закона об охране окружающей среды, — подчеркнул Белов. — В случае, если недобросовестный производитель нанесет ущерб окружающей среде при обращении с навозом, он будет нести ответственность точно так же, как и в случае причинения ущерба в результате любой другой деятельности».

Основной экологической проблемой для районов расположения крупных животноводческих комплексов является концентрация в одном месте больших объемов свежего навоза, при разложении которого в атмосферу поступает значительное количество парниковых газов (метан, аммиак, углекислый газ, и т. д.), говорит директор по развитию ГК «Биокомплекс» Константин Самсонов. «С одной стороны, навоз — сильный загрязнитель окружающей среды, с другой — прекрасное органическое удобрение, способное значительно снизить прямые и удельные затраты в растениеводстве на производство продукции за счет экономии на покупке минеральных удобрений и повышения урожайности агрокультур», — прокомментировал он «Агроинвестору».

При этом Самсонов подчеркивает, что использование навоза на сельскохозяйственных угодьях должно осуществляться только после его переработки в органические удобрения, которые должны соответствовать требованиям действующих стандартов. «Необходимы также нормативные акты, которые бы предусматривали строгие наказания за утилизацию не переработанных отходов (навоза), а также финансовые стимулы для предприятий, внедряющих современные технологии», — добавляет он.

Вместе с тем, по словам Самсонова, существующих сейчас рекомендательных документов недостаточно для обеспечения эффективной работы по накоплению, переработке и использованию органических отходов, поскольку они носят общий характер, кратко и неполно описывают современные технологические процессы и оборудование, которые можно использовать в качестве НДТ. Так, в разделах переработки и утилизации навоза справочников ИТС, вместо описания цехов (участков) на конкретных предприятиях, имеющих современные действующие технологии, которые можно использовать как НДТ, приведены устаревшие описания различных технологических приемов, не увязанных в единую технологическую цепочку предприятия. Кроме того, в описаниях имеются неточности и противоречия действующим рекомендательным документам АПК, говорит он.

Метки:
/Госдума
/Закон
/Навоз